Как устроен гидравлический домкрат?


Для того, чтобы поднять автомобиль для ремонта или замены колеса используется домкрат. Они бывают разной конструкции. Самыми распространёнными являются механические и гидравлические. В этой статье подробно рассмотрим принцип действия и устройство гидравлического домкрата, а также различные варианты конструкции.

Принцип работы гидравлического домкрата

Это устройство простое и надежное. Если соблюдать условия хранения и эксплуатации, то это он прослужит вам очень долго.

Для того, чтобы поднять автомобиль применяется домкрат
Для того, чтобы поднять автомобиль применяется домкрат

Работает гидравлический домкрат по следующему принципу, который позволяет производить подъем автомобиля, имеющего вес в несколько тонн, а иногда и в несколько десятков тонн. Устройство не сложное – это два сообщающихся сосуда разного диаметра, заполненных жидкостью и несколько клапанов. Как видите все довольно просто и если все детали выполнены качественно из долговечных материалов, то ломаться тут нечему.

Износу подвержены только резиновые уплотнения поршней и сальники цилиндров.

Рабочий цилиндр, шток которого поднимает автомобиль, большого диаметра, а вот главный цилиндр имеет диаметр в несколько раз меньший. В этом и заложен принцип действия всего устройства. Главный цилиндр приводится в действие с помощью рычага, масло через обратный клапан попадает в рабочий цилиндр и поднимает его. Усиление создается за счет разницы площадей сечения цилиндров. Полный ход главного, обеспечивает незначительное движение второго. Разница хода двух цилиндров пропорциональна разнице их диаметров. Благодаря этому человек, не прилагая серьезных усилий, может поднять и пять, и десять, и несколько десятков тонн.

Для того, чтобы масло не перетекало обратно в резервуар служит обратный клапан. Жидкость может протекать через этот клапан только в одну сторону. Есть еще один клапан, который открывается вручную, он необходим для того, чтобы перепустить жидкость обратно и опустить поднятый автомобиль в исходное состояние. Принцип работы и его устройство указаны на схеме.

Конструкция гидравлического домкрата

Для подъема автомобилей используются два типа: бутылочные и подкатные.

Гидравлический домкрат бутылочного типа
Гидравлический домкрат бутылочного типа

Итак, гидравлический домкрат бутылочного типа. Он состоит из вертикального корпуса большого диаметра и примыкающего к нему маленького цилиндра, к штоку которого подходит съемный рычаг. Корпус установлен на опорной площадке, в штоке у него часто есть винтовой удлинитель, который необходим для того, чтобы увеличить высоту подъема. Два цилиндра соединены между собой, через обратный клапан.

В корпусе есть резервуар для хранения запаса масла и перепускной клапан, чтобы опустить шток бутылочного гидравлического домкрата. Все детали должны быть выполнены из прочных сплавов, так испытывают значительные нагрузки и защищены от коррозии.

Конструкция другой разновидности – подкатного гидравлического домкрата, отличается только расположением цилиндров и наличием большой площадки на роликах. Подъем автомобиля с помощью гидравлического подкатного устройства, осуществляет не сам шток, а соединенный с ним рычаг. На этом рычаге установлен металлический пятак. Подкатная конструкция более устойчива, чем бутылочная и вероятность того, что поднятый автомобиль сместится и свалится с опоры гораздо меньше.

Несмотря на это, меры безопасности при работе должны выполняться всегда. Обязательно фиксировать автомобиль с помощью стояночного тормоза, включенной передачи трансмиссии и установкой упоров под колеса. Для работы под поднятым автомобилем всегда устанавливать страхующую подставку. Эти меры позволят обезопасить работающего человека. Подробную конструкцию вы сможете увидеть на чертеже.

Подкатный гидравлический домкрат
Подкатный гидравлический домкрат

Обслуживание и ремонт домкрата

Наиболее частой неисправностью является течь рабочей жидкости через уплотнения и сальники. Необходимо точно определить место течи и отремонтировать. Нужно использовать только специальные маслостойкие сальники и прокладки. Выход из строя клапанов может быть связан с засорением или поломкой пружин. Необходимо разобрать прочистить и заменить неисправные детали.

А вот хранить их нужно только в исходном состоянии, чтобы шток был полностью скрыт в корпусе, это убережет его от коррозии. Кроме того, бутылочный тип необходимо хранить вертикально, чтобы рабочая жидкость не вытекла. Один раз в несколько лет нужно провести замену рабочей жидкости. Это простая процедура. На корпусе есть заправочное отверстие, закрытое винтовой пробкой. Через это отверстие производится слив и заправка новым маслом. После этого необходимо, без нагрузки, несколько раз полностью поднять и опустить шток. Таким образом выйдет воздух, который мог попасть в систему.

Это надежное устройство, позволяющее поднимать груз в несколько десятков тонн. Устроен он не сложно. С точки зрения грузоподъемности, гидравлика значительно опережает конструкции других типов. Но, к сожалению, есть и недостатки:

  • Большой вес, действительно большой, в несколько раз тяжелее механических конкурентов.
  • Особые условия хранения, для сохранности рабочей жидкости и риска коррозии рабочих элементов. Особенно это касается домкрата бутылочного типа.
  • невозможность использования при низких температурах. Гидравлическая жидкость густеет при температурах ниже -25 градусов, теряется эластичность уплотнений, повышается риск выхода из строя.

Проведя анализ достоинств и недостатков различных конструкций можно прийти к следующему выводу. Для использования с легковым автомобилем, весом до двух тонн для необходимого дорожного ремонта (замена колеса) достаточно компактного механического домкрата. А вот для подъема большой и тяжелой машины лучше рассмотреть возможность использования гидравлики.

Похожие публикации